В ходе официального визита Ислама Каримова в Россию решены два ключевых вопроса в российско-узбекских отношениях. Авиазавод
в Ташкенте стал одним из звеньев Объединенной авиастроительной
корпорации, а Кремль, в свою очередь, гарантировал Узбекистану
расширение мощностей газопровода "Средняя Азия-Центр". Как правило, в
ходе подобных визитов обсуждается множество вопросов, напрямую не
связанных с прямой выгодой для сторон. Не стал исключением и
данный. Узбекская сторона отмечала совпадение интересов Узбекистана и
России в таких международных организациях, как Шанхайская организация
сотрудничества и ООН. В свою очередь, российский президент Владимир Путин, по сути, отделался общими фразами, типа "самое
главное, что мы подтвердили, что отношения между Россией и Узбекистаном
находятся на самом высоком уровне и действительно отвечают качеству
союзнических отношений". Утверждение Путина о том, что
"отношения диверсифицированы и развиваются по восходящей" напоминает,
по большей части, заклинание, ничего с реальностью не имеющее. В
меньшей мере, оно характеризуют реальное положение вещей во
взаимоотношениях, которые нельзя назвать однозначными. Зачем России Узбекистан Для
Владимира Путина, уходящего с президентского поста, важно укрепить
отношения с Узбекистаном. В Кремле не могут не понимать, что эта страна
крайне важна в геополитической стратегии России в Центральной Азии.
Тому есть несколько очевидных объяснений. Во-первых, Узбекистан
занимает исключительно важное географическое положение, которое
позволяет контролировать не только отдельно взятый регион, но, с одной
стороны, Россию, с другой стороны, Китай. Вовсе не случайно Узбекистан
после 2001 года играл большую роль в американской геополитике. Сейчас
уже проблематично говорить о том, как смогли бы воспользоваться
американцы лояльностью узбекских властей. Но некоторые
возможные действия США можно спрогнозировать во временной проекции.
Американцы могли бы временную военно-воздушную базу в Ханабаде сделать
постоянной. В случае размещения на ней радаров и элементов слежения,
они смогли бы взять под контроль южные регионы России, включая Кавказ,
с другой стороны, Синцзянь-Уйгурский автономный округ Китая. В
долгосрочной перспективе, Ханабад мог бы стать ключевым элементом
сдерживания России и Китая в центрально-азиатском регионе, фактором
усиления позиций США в районе Каспийского моря, важного с точки зрения
энергобезопасности Европы и строительства нефте- и газотранспортной
инфраструктуры в обход территории России. Во-вторых, и в Кремле
это понимают со всей очевидностью, без Узбекистана нет никакой реальной
возможности запустить реальные интеграционные процессы в Центральной
Азии. Изоляционистская политика официального Ташкента создавала большие
сложности для всех стран, с которыми Узбекистан соседствовал. С тех
самых пор, как СССР распался, России, как правопреемнице империи,
необходима позитивная интеграционная идея. Россия ради
сохранения своего влияния на постсоветском пространстве должна
показать, что Москва способна интегрировать лояльные к ней части
бывшего СССР. Так как Союз России и Белоруссии до сих пор не
сформирован, а его дальнейшие перспективы непонятны,
центрально-азиатский регион с его углеводородными ресурсами стал для
Москвы приоритетным. Вовсе не случайно Таможенный союз России,
Белоруссии и Казахстана открыт для вступления в него других стран
центрально-азиатского региона. Тактическая задача России - получить
принципиальное одобрение со стороны Таджикистана, Киргизии,
Туркменистана, Узбекистана. Стратегическая задача России - со временем
слить воедино ЕврАзЭС с Таможенным союзом на многосторонней основе. В-третьих,
как это ни парадоксально на первый взгляд звучит, Москве очень важно
иметь в регионе силу, способную поумерить политические и экономические
амбиции Казахстана. Другой страны, кроме Узбекистана, способного
выполнить данную миссию, просто нет. До тех пор, пока Узбекистан и
Казахстан будут соперничать друг с другом, и примерять на себя роль
регионального лидера, Россия с его мощным примирительным потенциалом
будет нужна региону. Троянский конь В
Москве не могут не понимать, что быстрое сближение с Узбекистаном на
фоне ухудшающихся отношений между Западом и официальным Ташкентом,
может быть не совсем выгодно России. Чем теплее дружба с Каримовым, тем
прохладнее отношения Москвы с Брюсселем и Вашингтоном. Россия
накануне президентских выборов может себе позволить пощекотать нервы
Западу. В частности, этим довольно активно занимается сам Владимир
Путин. Официальный визит узбекского президента Каримова - лишь
небольшой штрих к стратегии, которую взяла на вооружение Россия. По
сути, Путин создает плацдарм для будущего президента России Дмитрия
Медведева. Блок разногласий России и Запада все время нарастает.
Сегодня они очевидны. Россия придерживается довольно жесткой позиции по
вопросу объявления независимости Косово, осуждает оккупацию Ирака,
стремится воспрепятствовать агрессии против Ирана, выступает против
размещения элементов ПРО в Польше и Чехии. Но самым очевидным
противостоянием стал отказ БДИПЧ ОБСЕ приехать на президентские выборы
в РФ. Надо полагать, Косово независимость объявит, и у России
не останется аргументов, способных этому воспрепятствовать.
Американские войска из Ирака не выйдут, а опасность нападения на Иран
будет все возрастать. Элементы ПРО в Польше и Чехии, в конце концов,
разместят. Единственное, что хочет сохранить Россия - это
статус-кво в Центральной Азии. И в этом деле без лояльности Узбекистана
не обойтись. С другой стороны, узбекскому президенту Каримову
очень важно гарантировать поддержку России на перспективу. В этом плане
его визит в Москву логичен и понятен. Каримову надо точно понять, на
какое время и в какой форме эта поддержка будет оказана. Не случайно по
итогам переговоров, Каримов отметил, что считает сегодняшнюю встречу
хорошей возможностью для того, чтобы "с учетом складывающихся
современных реалий всесторонне проанализировать отношения и определить
приоритеты на завтрашний день и на долгосрочную перспективу". Судя
по высказываниям узбекского президента, он такую гарантию получил. Ко
всему прочему, Каримов обещал России поддержку в регионе и на будущее.
Как говорится в сообщениях СМИ, в ходе встречи один на один президенты
двух стран еще раз подтвердили готовность продолжить многоплановое
сотрудничество, "нацеленное на практическое наполнение Договора о
стратегическом партнерстве и союзнических отношениях, а также о
противостоянии современным вызовам и угрозам безопасности наших стран,
сохранению и укреплению стабильности в Центрально-азиатском регионе". Остались довольны Путин и Каримов могут быть довольны прошедшим визитом. Во-первых,
наконец-то сдвинулся с мертвой точки вопрос по ТАПОиЧ. Он войдет в
Объединенную авиастроительную корпорацию под контролем России. Этот
спор затянулся на годы. Каримов не хотел уступать авиазавод по простой
причине: России и в 90-е годы, и сейчас довольно сложно в обозримой
перспективе запустить подобное производство на своей территории.
Конечно, у Москвы были планы реконструкции Ульяновского завода с тем,
чтобы перебросить сборку ИЛ-76 в Россию. Однако специалисты прекрасно
понимали, что подобные планы связаны с большими инвестиционными
затратами, окупаемость которых была под большим вопросом. С другой
стороны, большой китайский заказ был крепко привязан именно к ТАПОиЧ, а
сроки по нему уже прошли. Так что узбеки и русские были обречены на то,
чтобы договориться. Видимо, торг между Москвой и Ташкентом шел
по такой схеме: Россия нарастит объемы прокачки газа по трубе "Средняя
Азия-Центр", а Узбекистан пойдет навстречу России по вопросу ТАПОиЧ. Во-вторых,
президенты обоих стран сумели решить текущие тактические задачи.
Каримов получил гарантии поддержки на ближайшие годы, Путин - гарантии,
что Узбекистан в ближайшее время останется в поле влияния России.
|