ГлавнаяРегистрацияВход Hardsoftby
Ср, 26.04.2017, 22:31
Форма входа
Меню сайта

Категории каталога
Внешнее вторжение [8]
Мировой кризис [18]
Мировой картель [8]
Стратегический союзник [11]

Друзья сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6

Главная » Статьи » Стратегический союзник

Узбекистан дрейфует на Запад
Санкции против Узбекистана, которые ЕС решил не продлевать, включали эмбарго на поставки всех видов оружия и военной техники, запрет на въезд в страны ЕС двенадцати узбекским чиновникам, ответственным за гибель людей в Андижане, сокращение финансовой помощи и введение ограничений на торговлю. Большинство из этих санкций было отменено еще в ноябре 2008 года, невзирая на протесты правозащитников, поскольку Узбекистан с точки зрения Евросоюза продемонстрировал значительный прогресс в области прав человека. А 27 октября 2009 г. на встрече министров иностранных дел ЕС было решено снять последние санкции - на поставки оружия. Реальной причиной отмены ЕС-санкций послужило стремление Брюсселя наладить поставки нефти и газа из Узбекистана в обход территории России. 

На фоне сложностей, с которыми сталкивается реализация главного европейского проекта по альтернативным поставкам углеводородов – газопровода «Набукко» мощностью 31 млрд. кубометров газа в год, - Узбекистан рассматривается как один из вариантов обеспечения его ресурсной базой. В соответствии с планами консорциума, занимающегося строительством «Набукко», первоначально его предполагается заполнить газом не более чем наполовину, причем 8 млрд. кубометров должны дать месторождения Ирака и еще 8 млрд. – Азербайджана. Недостающую часть газа предполагается получить за счет Туркменистана и, возможно, других государств Центральной Азии. Однако для этого нужен газопровод по дну Каспия, чему мешает неурегулированность правового статуса Каспийского моря и длительный конфликт между Азербайджаном и Туркменией по поводу принадлежности ряда нефтегазовых месторождений срединной части Каспия. Что касается Узбекистана, то его участие в «Набукко» вообще невозможно без строительства транзитных газопроводов через территорию Туркмении или Казахстана. 

Тем не менее 2 ноября, вскоре после снятия с Узбекистана всех санкций ЕС, «Узбекнефтегаз» сообщил о переговорах с миссией генерального директората по внешнеэкономическим связям Комиссии Евросоюза на предмет сотрудничества в энергетической сфере. Брюссель, в частности, выразил заинтересованность в сотрудничестве по «модернизации газотранспортных сетей, повышении прозрачности транспортировки и обеспечении безопасности поставок энергоресурсов, обновлении и развитии имеющейся энергетической инфраструктуры». Очевидно, что сама по себе газотранспортная инфраструктура Узбекистана Евросоюзу не нужна. Использована она может быть лишь для транзита газа по «Набукко». В последний раз участвовать в реализации этого проекта узбекскому руководству предлагал президент Болгарии Георгий Пырванов, визит которого в Ташкент состоялся 5-8 ноября 2008 г. Для Узбекистана участие в «Набукко» будет означать кардинальное изменение географической структуры экспорта газа. По информации «Ферганы.Ру», в 2009 г. республика планирует добыть около 70 млрд. кубометров газа, увеличив его экспорт с 15 до 16,2 млрд. кубометров. При этом в Россию предполагается поставить 15,2 млрд. (94%), а соседним Казахстану, Киргизии и Таджикистану – всего 1 млрд. кубометров. Газопроводов, проложенных в других направлениях, у республики пока нет. 

Одним из маршрутов экспорта, альтернативных российскому, может стать газопровод из Туркменистана в Китай пропускной способностью 40 млрд. кубометров, который строится ударными темпами и, по прогнозам, должен быть запущен в нынешнем либо в следующем году. Однако этот газопровод строится главным образом для экспорта туркменского газа, и вряд ли квота Узбекистана будет в нем велика. Да и на рынки европейских государств узбекский газ по этому газопроводу не попадёт. 

Спустя несколько дней после снятия санкций Евросоюза о расширении политического и экономического сотрудничества с Узбекистаном заявили и в Вашингтоне. Выступая 29 октября перед членами Американской торговой палаты в Ташкенте, посол США в Узбекистане Ричард Норланд сообщил, что США делают ставку на взаимодействие с Узбекистаном в политической, социальной, экономической и военно-политической сферах. Расширение экономического сотрудничества между двумя странами, и в частности заявленное Р. Норландом стремление расширить сотрудничество с малым и средним бизнесом, является, скорее, платой за критически важное для США взаимодействие в сфере транзита военных грузов в Афганистан. После начала работы «Северной сети поставок», которая заменит ставший слишком опасным путь через Пакистан, Узбекистан приобрёл для США особое значение, так как все одобренные российской стороной маршруты поставок военных грузов для войск НАТО в Афганистане заканчиваются в пограничном узбекском Термезе. Примечателен и сделанный Р. Норландом акцент на развитии аэропорта в Навои, который должен стать трансконтинентальным транспортно-экспедиционным авиаузлом, связывающим Дальний Восток, Юго-Восточную Азию, Южную Азию и Европу, что опять-таки существенно облегчит снабжение натовских войск в Афганистане. 

Все более заметным становится и экономическое присутствие Узбекистана в Афганистане, которое, по мысли США, также должно способствовать нормализации ситуации в этой соседней стране. Узбекистан является основным поставщиком электроэнергии в Афганистан, для поставок которой в настоящее время завершается строительство 300-километровой высоковольтной линии от Термеза до Кабула. «Узбектелеком» обеспечивает Афганистану доступ к сети Интернет. Узбекские компании построили 11 мостов вдоль маршрута Мазари-Шариф–Кабул, где проходит «Северная сеть поставок». Кроме того, Узбекистан выиграл тендер на строительство железной дороги, которая должна связать афганский город Герат с крупными городами и портами Пакистана, Индии и Ирана. Тем самым Узбекистан при содействии США постепенно становится одним из ключевых экономических партнеров Афганистана. 

Развитие отношений Узбекистана с Западом происходит, как уже сказано, на фоне свертывания его сотрудничества с пророссийскими международными организациями. В ноябре прошлого года Узбекистан вышел из рядов ЕврАзЭС, мотивировав свои действия тем, что функции этой организации во многом дублируют ОДКБ, а также не учитывают специфику узбекской экономики при вхождении в состав Таможенного союза. Как следствие, в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана, который начнет действовать с 1 января 2010 г., Узбекистана нет. Кроме того, Узбекистан отказался участвовать в создании Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ (КСОР), создаваемых для защиты стран Центральной Азии от террористической угрозы и локальных вооруженных конфликтов.
Категория: Стратегический союзник | Добавил: graviator (26.11.2009)
Просмотров: 291 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Поиск
Copyright MyCorp © 2017