Восемь лет очередной оккупации иностранными войсками Афганистана не
приблизили выход из перманентного, длящегося уже многие десятилетия,
кризиса в этой стране. Завоевавший славу "могильщика империй"
Афганистан и на этот раз успешно противостоит гораздо более мощным и
развитым государствам. Можно долго спорить о причинах "афганского
феномена", но факт остается фактом – США и НАТО, как в свое время
Британская империя и Советский Союз, так и не смогли добиться
поставленных перед собой в этой стране задач. Спустя восемь
лет после ввода американских войск в Афганистан в стране по-прежнему
продолжается война, радикальное движение "Талибан" не только не
уничтожено, но и пользуется популярностью у населения, терроризм не
побежден, наркоторговля процветает, а обширные территории
контролируются неуправляемыми из Кабула полевыми командирами.
Вооруженные силы и полиция Афганистана беспомощны, марионеточные
структуры власти не могут ничего сделать без поддержки иностранных
войск. Даже попытка Вашингтона организовать президентские выборы в
Афганистане вылилась в полугодовой фарс с непоследовательными
решениями, противоречащими друг другу. Сейчас уже
очевидно, что Запад пребывает в полной растерянности и все в меньшей
степени склонен задавать себе вопрос о том, "как нам обустроить
Афганистан?", стремясь покинуть эту непокоренную страну с наименьшими
людскими и имиджевыми потерями. Пока никто ни в США, ни в НАТО не
говорит об этом прямо и ясно, но тенденция налицо. Год президентства
Барака Обамы показал, что нынешняя вашингтонская администрация не
спешит переходить от слов к делу и вдвое увеличивать контингент
американских войск в Афганистане, о чем неоднократно заявлялось в
первые месяцы правления демократов. Более того, на Потомаке уже не
отрицают того, что существуют значительные разногласия как в конгрессе,
так и в Белом доме по поводу дальнейшей стратегии США в Центральной
Азии. Американская пресса цитирует одного из анонимных сотрудников
администрации, который заявил о том, что Обама сейчас занят "стратегией
вывода войск" из Афганистана. Ситуация с партнерами США
по НАТО более однозначна – в Европе мало кто заинтересован в усилении
своего участия в операциях в Афганистане. Новый генсек НАТО Андерс фон
Расмуссен сразу после своего назначения заявил о возможности вывода уже
в 2010 году части войск Альянса из ряда провинций Афганистана. В
Лондоне все громче и громче слышны заявления о необходимости вывода
британского контингента из этой страны в 2011 году. Париж, Берлин, Рим,
Оттава и Гаага с явными усилиями продолжают сохранять евроатлантическую
лояльность к своему заокеанскому союзнику, но в любой момент могут
изменить свою политику. Достаточно пролистать ведущие
американские и европейские газеты, чтобы убедиться в том, что Запад
растерян, происходящее в Афганистане ему непонятно, а еще больше
непонятен смысл пребывания там многотысячного воинского контингента,
так и не сумевшего решить ни одной из поставленных перед ним задач.
Если глубинный смысл всех жертв стран западных демократий в Ираке можно
объяснить борьбой за энергоресурсы, то подать обывателю под этим
"соусом" ситуацию в Афганистане фактически невозможно. Аргументы про
каспийскую нефть и туркменский газ в данном контексте не выдерживают
критики, и вряд ли будут восприняты общественностью. Стоит посмотреть
на карту и ознакомиться с ситуацией в Афганистане, Пакистане и вокруг
Ирана, чтобы понять - никаких энерго-транспортных коридоров здесь в
ближайшей перспективе ожидать не приходится. Уже
очевидно, что период активного вовлечения Запада во внутриафганский
конфликт подходит к концу. В ближайшие годы войска западной коалиции
будут выведены из Афганистана. Многие аналитики и эксперты, да и
околодипломатические круги, называют даже более-менее конкретную дату –
2011 год. Именно в этом году Обаме нужно будет предъявлять американским
избирателям веские аргументы в пользу своего второго срока. Война, тем
более такая бесперспективная как в Афганистане, не прибавляет
популярности политикам. А вот те политики, которые даже проигранные
войны могут повернуть в свою пользу, просто завершив их триумфальным
выводом войск, вполне могут рассчитывать на перспективное будущее. К
тому же, как уже отмечалось, в ближайшие два года ожидается массовый
вывод войск НАТО из Афганистана, и американцы, задержавшись в регионе,
рискуют остаться там наедине с "Талибаном". Понятно, что это чревато
катастрофой для Обамы на следующих выборах. А лучшего срока для
окончания операции в Афганистане, чем ее 10-я годовщина, с точки зрения
пиара трудно придумать. К сожалению для России, подобная
перспектива развития ситуации в Афганистане более чем реальна, а стало
быть, именно Москве в силу геополитических и исторических причин
придется вновь уделять пристальное внимание афганской проблеме, которая
после вывода из региона западных войск, не решится сама собой. Еще
большую обеспокоенность вероятным выводом войск США и НАТО из
Афганистана должны проявлять приграничные с ним Узбекистан и
Таджикистан. Нынешнее руководство этих государств должно хорошо помнить
девяностые годы прошлого столетия, когда боестолкновения на афганской
границе происходили фактически ежедневно, и вселенский хаос из
соседнего государства вот-вот должен был распространиться и на север.
Должно помнить оно и о том, что именно военные и дипломатические усилия
Российской Федерации, верной своим союзническим обязательствам по
Договору о коллективной безопасности, предотвратили распространение
войны на всю Центральную Азию. Однако складывается
странная с точки зрения благоразумной политики ситуация: именно эти два
государства, Узбекистан и Таджикистан, в последнее время стараются
дистанцироваться от России и ее инициатив в области безопасности.
Узбекистан фактически заморозил свое участие в ОДКБ и во многих
проектах по линии ШОС, и его военные давно не принимают участия в
совместных учениях, как в рамках вышеуказанных организаций, так и на
двусторонней основе. Но Ташкент хотя бы имеет более-менее боеспособную
по региональным меркам армию, которая, возможно, сможет некоторое время
отражать агрессию с юга. К сожалению, нельзя сказать
такого о таджикской армии. Не секрет, что вооруженные силы Таджикистана
существуют фактически на бумаге. Нужно быть объективным, в настоящее
время единственным гарантом безопасности и суверенитета Республики
Таджикистан являются дислоцированные на ее территории российские войска
из состава 201-й военной базы Министерства обороны России. Да и помимо
оборонной сферы в других областях взаимодействия двух государств
Таджикистану трудно найти более надежного партнера и союзника. Тем
не менее, в Душанбе все чаще и чаще заявляют о многовекторности своей
внешней политики, о том, что нельзя полностью зависеть от одного
государства. Тезис верный, но, как представляется, основан он не на
искреннем желании диверсифицировать свои внешнеполитические и оборонные
отношения, а на желании, скажем прямо, политического шантажа Москвы, в
попытках выбить себе еще больше преференций и выгод.
Заигрывания США с Таджикистаном, особенно активные в последние два
года, дали свои плоды: в Душанбе почувствовали некое головокружение от
столь высокого внимания со стороны заморских "друзей". Безусловно,
Вашингтону нужен Таджикистан, но только до тех пор, пока американская
армия находится в Афганистане. После 2011 года Таджикистан рискует
остаться один на один с громадным количеством проблем, которые повлечет
вывод иностранных войск с территории южного соседа. И многовекторность
внешней политики вряд ли спасет одну из беднейших стран региона, до сих
пор не оправившуюся от гражданской войны и многочисленных провокаций на
границе с Афганистаном в 1990-е годы, если рядом не окажется Россия. Как представляется, официальному Душанбе самое время вспомнить русскую пословицу: "Старый друг – лучше новых двух".
Фарход Алиев
|