Джейкоб У. Кипп, ′The Jamestown Foundation′, США
В начале
октября заместитель министра обороны РФ по вооружению Владимир Поповкин
объявил о решении вывести из консервации два тяжёлых атомных ракетных
крейсера (ТАРКР – оригинальная аббревиатура ВМФ РФ, иногда
сокращаемая до ТАРК; в источнике же ошибочно для всех описываемых
крейсеров используется аббревиатура ТАКР — прим. ред.) и
присоединить их к действующему флоту. Это решение было принято всего
через год после того, как "Пётр Великий", четвёртый корабль в своем
классе и единственный из находящихся в строю, предпринял дальний поход
из Североморска – базы Северного Флота – по Средиземному и Карибскому
морям, Южной Атлантике и Индийскому океану. В этом плавании,
продолжавшемся с 22 сентября 2008 года по 10 марта 2009 года, "Пётр
Великий" обозначил военно-морское присутствие – он принимал участие в
маневрах с дружественными силами Венесуэлы и Индии, заходил в порты и
даже привлекался к операциям против пиратов у побережья Сомали.
Остановка "Петра Великого" в порту Ла-Гуайра (город в Венесуэле, аванпорт Каракаса на Карибском море
— прим. ред.) в конце ноября совпала с государственным визитом Дмитрия
Медведева, который приехал в Венесуэлу чуть позже (Интерфакс, 2
октября).
Этот поход провозгласил возвращение российских
военно-морских сил на мировую арену. После введения в строй в 1998
году, приуроченного к трёхсотлетию российского флота, "Петра Великого"
несколько лет преследовали неудачи. В августе 2000 года он принял
участие в учениях, во время которых взорвалась и затонула атомная
подводная лодка "Курск". В марте 2004 года адмирал Владимир Куроедов –
в то время главнокомандующий военно-морским флотом – заявил о его
неспособности выходить в море из-за технических неисправностей. Корабль
был поставлен в сухой док на ремонт и снова присоединился к Северному
флоту в августе 2004 года. В 2008 и 2009 годах он стал символом
российского военно-морского присутствия. Вместе с кораблями своего
проекта он является самым большим из атомных надводных военных кораблей
(исключая авианосцы) и часто обозначается устаревшим термином "линейный
крейсер".
Командование российским флотом сочло поход
настолько успешным, что Министерство обороны раскрыло планы по
модернизации и вводу в строй двух других кораблей такого же класса:
"Адмирала Лазарева" и "Адмирала Нахимова". Четвёртый из ТАРКРов –
"Адмирал Ушаков" (первоначальное название "Киров", построен в 1970-х
годах на Балтийских верфях в Ленинграде) – с 1999 года находится в
Северодвинске на модернизации и также может присоединиться к флоту.
Замминистра Поповкин говорил, что вводимые в строй тяжёлые атомные
ракетные крейсера планируется отправлять и на запад, и на восток в
целях защиты морской торговли Российской Федерации.
Андрей
Кокошин, бывший первый заместитель министра обороны, считает, что после
модернизации эти корабли будут обладать и иными возможностями. В
интервью Сергею Викторову из газеты "Красная Звезда", Кокошин назвал
эти меры "необходимыми, своевременными и чрезвычайно важными". Он особо
отметил дальний поход "Петра Великого" и демонстрацию военной мощи
вкупе с военно-морским влиянием подобных кораблей в различных областях
земного шара ("Красная звезда", 3 октября). При постройке ТАРКРов во
времена Холодной Войны, им отводилась роль флагманов российских
соединений, борющихся против авианосцев. В 1990-х Кокошин поддержал
выделение средств на достройку "Петра Великого" в чрезвычайно сложной
материальной и финансовой обстановке. Этот проект помог сохранить
ключевые составляющие судостроительных мощностей в Ленинградской
области, в то время как на Украине верфи приходили в упадок, а
предприятия, связанные с Северным и Тихоокеанскими флотами, были
перегружены задачами по демонтажу атомных подводных лодок. Заказ не
только обеспечил сохранение балтийской судостроительной базы, но и
поддержал высокую квалификацию рабочих, корабельных механиков и
конструкторов, что позже помогло возродить верфи Северного флота.
В
новой финансовой ситуации модернизированные ТАРКРы видятся Кокошину как
"ударные крейсеры" передовой конструкции: с использованием новейших
материалов, современными противокорабельными ракетами и системами
противовоздушной обороны уровня "Иджис", а также с возможностями
последних систем управления боем (C4ISR – Управление, Контроль, Связь,
Компьютерная техника, Разведка, Наблюдение и Рекогносцировка — прим.
пер.) и электронной борьбы. Приписанные к Северному и Тихоокеанскому
флотам, эти суда будут ключевой составляющей в возрождаемой концепции
превращения Ледовитого Океана и Охотского моря в "бастионы", где под
охраной флота смогут безопасно базироваться российские силы ядерного
сдерживания в виде подводных лодок с баллистическими ракетами. Также
эти суда вместе с кораблями сопровождения могут быть "свободными
военно-морскими силами для защиты российских государственных интересов
в мировом океане". Кокошин особо указал на необходимость присутствия
пары таких крупных надводных военных кораблей в Азиатско-Тихоокеанской
зоне, где они могут внести свою лепту в создание нужной
политико-психологической атмосферы на российском Дальнем Востоке и
обозначить более значительное военно-морское присутствие в этом районе
и в Индийском океане ("Красная Звезда", 3 октября).
В тоже время, тяжёлые авианесущие крейсера (ТАВКР
– оригинальная аббревиатура ВМФ РФ, иногда сокращаемая до ТАКР; в
источнике же аббревиатура ТАКР используется для обозначения как
ракетных, так и авианесущих крейсеров — прим. ред.) изначально
задумывались как флагманы и командные платформы авианосных соединений.
А в настоящий момент Россия имеет всего один авианосец* – "Адмирал
Кузнецов", приписанный к Северному флоту. В прошлом году Главком ВМФ
адмирал Владимир Высоцкий обрисовал план создания шести авианесущих
соединений – трёх на Северном флоте и трёх на Тихоокеанском (Интерфакс,
27 июля 2008).
Однако ни на одной российской верфи
производство таких кораблей пока не началось. Тем не менее, русские
продолжают работы по затянувшейся перестройке "Адмирала Горшкова" –
авианесущего корабля класса "Киев" – для ВМФ Индии под новым именем
"Викрамадитья". "Викрамадитья" будет разительно отличаться от кораблей
класса "Киев" – носовое вооружение будет снято и заменено
авиа-катапультой, а в кормовой части его угловой палубы будет
располагаться тормозное устройство. Это позволит организовать короткий
катапультируемый взлет с палубы и принудительную остановку при посадке
(STOBAR). Модернизация предусматривает также установку электронных
систем, сконструированных в Европе, и улучшенные условия проживания для
экипажа. Данная работа производится в Северодвинске, что позволит
тамошним судостроительным предприятиям развить необходимую
производственную базу для будущего выпуска авианосцев. В прошлом месяце
на "Адмирале Кузнецове" прошли учения по взлёту и приземлению
истребителей МиГ-29К/КУБ, которые Министерство обороны Индии заказало
для "Викрамадитьи". Комментируя их успешное завершение, Михаил Погосян
– генеральный директор компании "Сухой" – сказал, что российскому
Министерству обороны понравится самолет, имеющий усовершенствованную
авионику и радар "Жук-МЭ" со щелевой антенной решеткой ("Известия", 1
октября).
Все эти разработки указывают, что стремление
России построить океанские военно-морские силы на базе своих Северного
и Тихоокеанского флотов вполне реально, и что его исполнение уже идет
своими нетрадиционными путями.
Опубликовано: Eurasia Daily Monitor, Том 6, выпуск 200
*
Все советские и российские авианосцы обозначаются как "авианесущий
крейсер" для того, чтобы иметь возможность пересекать пролив
Дарданеллы, проход авианосцев и линкоров по которому не разрешается на
основании "Конвенции о режиме проливов", принятой в 1936 году в
швейцарском городе Монтрё. Фактически же, по своим характеристикам
авианесущие крейсера являются лёгкими авианосцами — прим. ред.
Источник: http://Инофорум |